Тхэквондо: история и современость |
Существует множество версий возникновения Тхэквондо. Различные авторы проводят различные параллели по которым выстраивают этапы формирования Тхэквондо. Некоторые утверждают, что Тхэквондо имеет Японские корни, другие утверждают, что Китайские, а третьи что и те и другие. А разве у Кореи не было своей самобытной истории? Своей культуры?
Корея полуостровная страна Дальнего Востока (располагается между 33-м и 43-м градусами северной широты), преимущественно аграрная. С севера страна ограничена реками Амонокани Тугуманган и граничит с Манчжурией и Россией (приморье). Так как Корея почти со всех сторон ограничена морем, её природа включает в себя континентальные и морские черты. В стране много гор и мало плодородных равнин. Корея делится на Северную и Южную. Корейцы этнически относятся к северо-монгольской ветви желтой расы, а корейский язык входит в алтайскую группу языков. Впервые люди поселились на корейском полуострове в период палеолита. Древнейшее корейское государство - Ко-Чосон (2333 г. до н. э. – 108г. до н. э.). Его основателем , согласно легенде, являлся Тангун-Вангомом - сын небесного государя Хвануна и медведицы, перевоплотившейся в женщину. В 108 г. до н. э. Ко-Чосон был завоеван Китаем и превращен в его провинцию. Дальнейшую историю Кореи связывают с периодом 3-х Государств (Когурё, Пэкче, Силла). Хотя, подобно другим азиатским нациям, Корея испытывала влияние великой Китайской культуры, в ней развивалась характерная боевая техника уже в 1-ом веке. С древних времён в Корее при различных династиях боролись против вторжения иноземцев, по этому там рано развились методы рукопашного боя. В ранний период Корейской истории страна была разделена на 3-и княжества: Когурё (37г. до Н.Э. – 668г. Н.Э.), которое только начало утверждать свою силу, когда княжество Пэкче (18г. до Н.Э.- 663г. Н.Э.) и Силла (57г. до Н.Э.- 935г. Н.Э.) также выдвинулись на передний план. Во второй половине 6-го века в Корее утвердился пришедший из Китая Буддизм. В период раннего средневековья буддийские монастыри в Китае, а затем и Корее играли важную роль в распространении искусства борьбы без оружия. Однако есть основания считать, что системы рукопашного боя были известны на Корейском полуострове и до проникновения Буддизма. В течение нескольких десятилетий после создания государства Когурё (в 37 году до Н.Э.) его столицей являлся город Чёлбон; существовала система "СОНБЭ", имевшая сходство с Шаолиньским У-шу. По видимому, жители Силлы имели стили ведения боя, превосходящие Японское и Когурейское сумо. Силла было небольшим княжеством на юго-восточной оконечности корейского полуострова, которое в конце концов создало армию, достаточно сильную для того, чтобы одолеть как Когуре на севере, так и Пэкче на востоке. Этому способствовала разработаная система подготовки элитных армейских подразделений корпуса Хваранов (дословно "юноша-цветок"). Система называлась "Хваран-до". Эти юноши отбирались из дворянских семей, и в мирное время получали много профильную подготовку в неё входили: занятия по джигитовке, фехтованию, стрельбе из лука и Субак. Помимо боевой подготовки Хвараны изучали конфуцианство, буддизм, искусство медитации, а также искусство танца и сложения стихов. Наставники Хваранов были преимущественно буддийские монахи. Летописи сохранили их имена. Вон Хё, Вонгван (монах) и т.д. Вонгван разработал кодекс чести Хваранов или Хваран-до ("путь совершенствования хварана"). Хваранам причисляют также разработку нового стиля фехтования, Совершенно нового типа кораблей они назывались корабль-черепаха, по тому, что гребцы и воины были защищены с верху крышей, что значительно осложняло взятия корабля на абордаж. Нового двуручного меча, чуть изогнутого, который послужил прототипом японской катане. В старых японских хрониках катана, называется корейским мечём. В это время корейские воины обучались воинскому искусству, называвшемуся фарандо, похожему на японское бусидо и содержащему в основном технику ударов головой, локтями и ногами для использования в бою с противником. Метод фарандо включал следующие типы техник: удары головой (бакохики), удары косичкой (морихиги), удары плечом (коехиги), удары кистью или рукой (сонхиги), удары коленом (мурупухиги), удары ступней (барухиги). Особенно интересно использования в качестве оружия длинной косы из волос, которая у древних воинов свисала вдоль спины. При определенных вращательных движениях головы коса могла использоваться при атаке как хлыст. Это как раз тот пример, когда само тело являлось оружием воина. Для совершенствования своих приемов корейцы разработали 2 специальные системы тренировок, 1-я называлась шакурики (шаривк по- корейски), т.е. заимствованной силой, 2-я – сюку делала упор на магическое сокращение пространства. Позднее учёный. Ли Донму создал объемистый труд, включавший в себя все известные в то время знания о боевых искусствах. В 1332 году к власти пришла династия Ли и правила до оккупации Кореи Японией в 1910г. Японцы начали геноцид корейской культуры. Искоренялось всё: язык, культура и даже боевые искусства. И везде на место старого пытались насадить новое, т.е. свой язык, свою культуру, боевые искусства, а сколько произведений культуры было вывезено. Во избежании восстаний японцы отрубали руки всем у кого были набиты кулаки, что в свою очередь повлекло ещё большую культивацию так называемого стиля "высокой ноги". Наиболее самобытным и наиболее корейским из всех перечисленных выше боевых искусств является, скорее всего, тхэккён. По крайней мере, название это в отличии от большинства наименований боевых искусств, записывающихся китайскими иероглифами, пишется только корейским шрифтом. Это боевое искусство уникально во многом, и в 1-ю очередь очень детально разработанной своеобразной системой движений. Поначалу руки и ноги движутся просто по сложным кругам и восьмеркам, но чем выше уровень занимающегося, тем больше осей симметрии или моментов движения задействованы одновременно – каждый сустав движется по сложной спирали, и если кисть руки трепещет и вьется, как порхающая бабочка, то сама рука движется по траектории падающего листа. Вокруг мастера образуется как бы защитное поле, проникнуть в которое врагу просто невозможно, ведь скорость движения такова, что при всей ее мягкости и плавности кистей и предплечий просто не видно. При этом ноги движутся также легко и свободно, как руки. Рассказывают, что мастера тхэккён могут сражаться только одними ногами, держа руки за спиной. Подобная манера движений рождает принцип волны, по которой «скатываются» удары противника и которая сама по себе рождает очень мощный выброс при ударе. Большинство защит строится или на уходах и уклонах, причем принцип волны позволяет провести контратаку на этом же движении, или на опережающих атаках или захвате атакующей конечности. Прямой удар кулаком практически не используется. Есть только такое движение, при котором поверхность кулака как бы прокатывается по противнику, продолжая волнообразные движения дальше. Обычно руками наносят или веерные удары пальцами, которые « ввинчиваются» в болевые точки или могут вырвать мышцу или горло, а кроме того - тычковые удары ладонью в горло или в лицо, или захваты руки или ноги противника, позволяющие нанести ему удар ногой. Впрочем, атакующую конечность противника можно поймать и в локтевой или коленный сгиб и задержать ее, согнувшись, мышцами живота или прижав бедро к талии. Ногами выше грудной клетки обычно не бьют. Чаще всего прибегают к разнообразным зацепам, подножкам, подсечкам, сталкивающим ударам или ударам голенью, что понятно, поскольку в состязательном варианте тхэккён, демонстрации которого обычно проводили в Корее каждый год в 15-й день 5-го месяца по лунному календарю, главное было повалить противника, а не нанести ему какое-либо серьезное телесное повреждение. Система тренировок достаточно жесткая - ученики набивают ноги на камнях или стволах деревьев, прыгают через колючие кусты, которые день ото дня становятся все выше. Прыгают отталкиваясь от деревьев, хотя в боевом арсенале прыжки встречаются редко. Есть боевое применение «колеса», кувырков во все стороны, сальто назад. Стоит отметить, что тхэккён - один из тех стилей, адепты которого тренируются не в кимоно или куртках китайского стиля, а в национальной корейской одежде. Продолжает встречаться и термин «субак». Именно о нем говорят древние династийные хроники, когда упоминают о внимании высоких чиновников или государя к состязаниям по рукопашному бою. По-видимому, субак был наиболее массовым боевым искусством, и термин этот стал обозначать не борьбу вообще, а конкретный стиль, в котором, в отличии от тхеккён, нога била в основном выше пояса, присутствовала техника работы кулаками и активная работа локтями, а одной из наиболее часто употребляемых стоек было положение с руками, сложенными перед грудью в молитвенном жесте. Основные удары руками наносились именно из него. Субак и тхеккён были широко распространены среди простых людей. Говоря о «буддийских боевых искусствах», сразу же следует принять во внимание несколько очень важных моментов, касающихся места и роли буддийской церкви в Корее вообще и ее влияния на воинские и боевые искусства. В период 3-х Государств буддизм был идеологией объединения страны, и некоторые священнослужители того времени (например, духовный отец хваранского корпуса Вонгван) играли роль скорее политических деятелей, но созданная ими государственная идеология была буддийской лишь отчасти, что видно на примере хваранов. К тому же буддизм в Корее во многом вобрал в себя элементы местных верований и шаманской магической практики, и в ранних источниках встречается информация о буддийских монахах, защищающих страну, но не с оружием в руках, а с помощью сложных эзотерических ритуалов, призванных оберегать страну на мистическом уровне. После объединения страны и затем, в период Коре, буддизм стал государственной религией и частью государственной системы. Церковь обюрократилась, большие земельные пожалования превратили ее в 1-го из крупнейших феодальных собственников страны. Упоминания о буддийских монахах периодически всплывают в более поздних источниках. Государство рассматривало их как дополнительный армейский резерв. В этом случае речь идет о военном обучении, а не о занятиях боевыми искусствами как пути самосовершенствования. Духовное же совершенствование сквозь призму воинских искусств, психотехники, направленные на преодоление страха смерти и т. п., связаны в основном с чаньской ветвью буддизма, а это направление появилось в Корее и пустило там корни много позже, чем «текстовые школы» уделявшие главное внимание изучению священных текстов, строительству храмов, проведению пышных массовых религиозных церемоний. Поэтому в период Коре боевые искусства, ориентированные на нравственное самосовершенствование, связывают не только с официальным буддизмом, сколько с корейскими горными отшельниками, близкими в духовном плане к китайским даосским монахам или японским ямабуси. В их среде было развито «мягкое искусство» юсуль, построенное на бросках, болевых замках и захватах, точечных ударов в уязвимые места, число и локализация которых были детально разработаны. Такой отшельник, пример которого можно было увидеть на экранах в северокорейском фильме «Хон Гильдон», занимался не только и не столько боевым искусством, сколько своим духовным самосовершенствованием, предполагавшим и осознание себя как части природы и универсума, как умение жить в гармонии с окружающим миром и способность гармонизировать мир вокруг себя. Ведь болевые точки, или, как их у нас принято называть, биологические точки вообще, такие отшельники хорошо знали и умели на них воздействовать и с целью диагностики заболеваний, и с целительными целями тоже. Боевое применение таких знаний имело место именно наряду со всем прочим. Когда в 1945 году после снятия Японской оккупации, корейские боевые искусства вышли из подполья, как оказалось, что квалифицированных приемников(адептов воинских искусств), корейской традиции остались единицы. Много было мастеров, учившихся у японских учителей (прим Чхве Енголь ученик Морихеи Уесибы основателя айкидо). Развитие боевых искусств на данном этапе подхлестнула Корейская война 1950-1953 гг. После войны (1953г.) был создан СОЮЗ ТОНГСУДО КОРЕИ, который был создан на основе 3-х школ Чёхондокван, Мудокван, Юнсукван. В 1955 г. на специальном заседании под руководством генерал-лейтенанта Чой Хонг Хи, было принято решение о создании унифицированного боевого корейского искусства, с государственной поддержкой (материально-техническая и научная база), оно получило название: ТХЭКВОНДО
ТХЕ- Все сохранившиеся корейские техники нанесения ударов ногами. КВОН- Все сохранившиеся техники нанесения ударов руками. ДО- Путь, гармония, наука, развитие и т.д. Эта система задумывалась, как средство сближения и объединения различных корейских боевых искусств(пример в тхэквондо объединились теккён и субак и др.), а также сохранение традиций воинских искусств, и как олимпийский вид спорта, в то же время символизирующий "дух нации". После создания Тхэквондо. Была создана Интернациональная Федерация Тхэквондо (ИТФ 1966 г.) и её председателем становиться генерал-лейтенант Чой Хонг Хи. ИТФ успешно развивалась до 1972 г., после обвинения в государственной измене и высылки из страны, генерал-лейтенант Чой Хонг Хи основывается в Канаде. Туда же была перенесена и штаб квартира ИТФ. ИТФ практикует бесконтактный спарринг. А в Корее в замен старого ИТФ в1973 году в Сеуле образуется Всемирная Федерация Тхэквондо (ВТФ). Её председателем стал Ким Ун Ёнг. Для ещё большего развития Тхэквондо была основана Академия Тхэквондо - Куки вон (дословно "Палата Государственной Техники"). Там же в здании Куки вона располагается штаб квартира и секретариат ВТФ. Без условно и Китай и Япония оказали огромное влияние на развитие и становление Корейских боевых искусств, но всё же они самобытны. А по большому счёту Китай можно считать в той или иной степени прародителем всех восточных единоборств. Но Тхэквондо это истинное Корейское спортивное единоборство (входит в программу летних Олимпийских игр) уходящее корнями в боевые искусства Древней Кореи и впитавшее себя их традиции, системы подготовки, духом и смыслом.
|